Торговля и мануфактура города Бендеры

Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Равикович Руслан
Дата создания: 03.10.2011



Торговля и мануфактуры

Находясь на перекрестке торговых путей между Россией, Европой и Турцией, город Бендеры и занимался в основном торговлей. Весь центр и прилегающие улицы были тесно набиты магазинами, лавочками, торговыми рядами, складскими помещениями и подвалами, в которых торговали евреи – Хаим Капуста, Бачкуринский, Шмальц, Кордонский, Шмуклер, Мульман, Львовский, Абрамович, Горнштейн, братья Янишевские, Гольдфарб и другие.

Перед Преображенским собором сейчас разбит сквер и построены три трехэтажных дома. Еще с царского времени здесь начал формироваться торговый центр. Перед собором была небольшая замощенная булыжником площадь. Та часть квартала, где сейчас жилые дома, раньше тоже была застроена двух и полутораэтажными домами.
Посредине – от ул. Лазо и до ул. Ленина – был проезд. Вдоль него располагались два ряда мелких лавочек, в которых торговали всем – от мануфактуры до молочных продуктов и зелени, а назывались они «Зелеными рядами».


Вдоль ул. Калинина тоже торговали чем попало. Вдоль ул. Харузинской стояли лотки, где продавали свежий хлеб, бублики, пряники и разные сладости. Этот квартал напротив Собора отличался хаотичной застройкой, а некоторые дома были похожи на развалины – в них было больше дерева, чем камня. Здесь и была сосредоточена основная мелкая торговля – тут был и центральный рынок, и множество магазинов и лавок. Все они лепились позади церковной ограды. Во время румынской оккупации 1918 – 1940 гг. здесь торговали в основном евреи, которые торговали всем, кроме свинины.


Позади Собора, на всем квартале до ул. Суворова стояли крытые прилавки колбасников, мясников и трговцев молоком и овощами. Все это выглядело очень примитивно и поэтому городской примар (рум. primar) - мэр города) Валентин Валентинович Клеткин решил построить крытый рынок.
Началось строительство рынка в 1936 году, а руководил постройкой местный инженер и архитектор Бенедикт Мульман. Так как строительство велось во время румынской оккупации, то средства на постройку выделялись не только из городского бюджета - в основном это были вклады колбасников, кабанников, мясников и пожертвования богачей, которые потом получили там постоянные торговые места.

Строительство было окончено в 1937 году – здание это было украшением базарной площади, а также центром притяжения горожан и приезжих. Румыны для обозначения рынка используют слово «HALA» («ХАЛА»), что и было написано на фасаде бендерского рынка. Дверные и оконные переплеты были металлическими, а прилавки были из мозаичного бетона. Гнутые трубчатые каркасы над прилавками и позади их позволяли удобно развешивать всю мясную и молочную продукцию. Каждое торговое место имело водопроводный кран и сливную раковину. Асфальтированный покатый пол позволял удобно и быстро убирать помещения. В подвале были большие ледниковые холодильники, а на рыбных местах – ванны для живой рыбы. И все это в 1937 году – прогресс !!! Два одинаковых фасада выходили один на улицу Ленина, другой на ул. Лазо. Два боковых выхода вели на базар. Справа и слева от халы были длинные дома, в которых было множество магазинчиков, мастерских и кондитерских.
Территорию вокруг халы огородили и построили крытые прилавки. Со временем крытый рынок переместился на ул. Лазо, а в хале открыли мебельный магазин. А в 70 гг. это здание снесли, вместо него построили большое здание по ул. Суворова 28, а другой корпус этого здания выходил на ул. Лазо. Изначально, это здание было предназначено для Бендерского городского главпочтамта, а примерно с 2005 года там располагается Супермаркет "Шериф-10", филиал офиса СЗАО «Интерднестрком» по ул.Сувоврова 28, а также «Центр Связи» СЗАО «Интерднестрком» по Лазо.


Файл:Горисполком Бендеры.jpg
Здание государственной администрации г. Бендеры


На месте, где сейчас располагается здание государственной администрации, чуть ближе к проезжей части – стоял дом. В центре этого дома была часовая мастерская, бакалея Свердлика, магазин женских принадлежностей, кондитерская Риса, лавка колониальных товаров: фисташки, апельсины, лимоны, финики, конфеты, инжир, пряности, шоколад под названием «Regina Maria» (Режина Мария – Королева Мария). Также здесь располагались галантерейный магазин Беккера, галантерейный магазин Вайнера, обувной магазин Вейцгендлера, парикмахерская Гуревича, магазин сладостей Бершадского, бакалейный магазин Гильцермана, магазин еврейских колбас Хермангуса, пекарня Павловского, пекарня Фельдмана, бакалейный магазин Кишиневского.




Рыбные торговые ряды были на Комендантской улице – сейчас это место напротив ворот текстильноткацкой фабрики, где располагается Торговый центр «Элит».


Файл:Базар, Бендеры, 1938 год.jpg
Базарная площадь, Бендеры, 1938 год

Часть Соборной улицы, что идет от собора к крепости называли Крепостной – тут тоже была бойкая торговля. В районе, где сейчас находится Автовокзал, был привоз и сенная площадь . Привозили сюда на подводах фрукты, овощи, зерно, фураж, а торговали в основном оптом. Здесь крутились и перекупщики и маклеры и торговки, чтобы сбить цену, а коммерсанты делали тут, как тогда выражались на еврейском языке идиш – свой гешефт (געשעפט - прибыль). Иногда кочевые цыгане разбивали тут свой табор. Иногда приезжала сюда увеселительная компания, так называемый «Тыргу мош» (рум. "Tîrgu moş"- старинный базар). И тогда развлекались тут с утра до вечера – качели, карусели, игровые аттракционы, "Зидул Морций" (рум. «Zidul Morţii» - стена смерти) – катание на мотогонках по стене.


Рыночное хозяйство арендовал у примарии (городской администрации) Шмиль Гольденберг, который нанимал базарных контролеров, служащих и рабочих.

Весь квартал Михайловской улицы, от ул. Харузинской до ул. Комендантской, был застроен мелкими лавочками.

На углу Михайловской и Комендантской был магазин прекрасной столовой посуды Солтановича. Рядом с ним были лавочки, где продавались: синька, известь, краски, щетки, веники.
Лейзер Свердлик торговал даже водой из водоразборной станции на углу ул. Садовой и ул. Софиевской – 25 румынских бань за ведро.

Бакалейные лавочки держали Мойше Крепостьер, Сруль Гольдфарб, Кеслер и Мумблит.

Два брата Марьясисы – Давид и Шабса – торговали тканями для верхней одежды и постельным бельем, также они имели склады с нефтепродуктами. Третий брат Шулим Марьясис держал ресторан. Магазины Марьясисов были самые богатые.

Мануфактурные магазины были у Виктора Франка, Хаима Креймермана, Фишмана, Ейны Янышевского, Фарладанского. Маленький мануфактурный магазинчик имел Чаплик, еще была мануфактура у Пойвы Авергуна.

На Соборной улице, напротив теперешнего краеведческого музея, были хозяйственные магазины. Эти дома стоят и сейчас, только нет посудного магазина Похиса и еще нескольких магазинов. Братья Гурфель имели тут скобяной магазин, где продавались хомуты, подковы и разные инструменты. Рядом, в доме, где сейчас хлебный магазин, Мотель Коренблат держал магазин сантехники. Коган и Салганик торговали электротоварами и велосипедами. Гробы делал Сосновский. Большинство хозяев жили во дворах своих магазинов. Бывшие еврейские магазины:


На ул. Харузинской ювелирный магазин держал Букштейн, а парфюмерный – Зингер.

Недалеко от Халы, сразу за собором, находился рыбный магазин Ливенштейна. А дом, где жил Ливенштейн, и сейчас стоит в Бендерах на ул. Коммунистической 58.


Еще одним известным «селедочником», отдельный мясной магазин с большой вывеской которого находился слева от центрально входа «Халы», был Исаак Маркман.

На углу улиц Харузинской и Николаевской магазин канцтоваров держал Яков Янишевский, а на углу Харузинской и Александровской хозяином книжного мгазины был Овси Шмуклер. Кизнер тоже держал писчебумажный магазин. На Харузинской самый известный писчебумажный и книжный магазин держал еврей Эсриг.

Уточнение - на ул. Харузинской, где сейчас располагается Музей под открытым небом, ранее были два больших дома:
На углу улиц Харузинской и Соборной был писчебумажный магазин Когана. Далее была аптека готовых форм и хирургических инструментов Нутова. Другой Коган торговал рядом патефонными пластинками и электротоварами, далее шел обувной магазин «Елегант» , владельцами которого были Ицик Цирилис и Ерихим Липец. Рядом братья Павлоцкие торговали мехами. После небольшой арки, через которую можно было проехать во двор дома, было фотоателье Абрама Ройтмана, далее обувной магазин Арона Зисмана. Рядом продавались меха и шляпы Минскера, потом шло швейное ателье Лейбы Райгородского. В узком помещении без окон, со стеклянной дверью, Штипельман печатал на пишущей машинке клиентам тексты.


Далее, в другом большом доме, братья Марьясисы имели мануфактурный магазин «Париж», рядом был мебельный магазин Мотеля Биленксиса. Далее был обувной магазин «Vultur» (Вултур), а над ним небольшие жилые помещения хозяина Шмаловского. Потом были головные уборы Кацовича, рядом Рудашевский пристроил обувной магазин, к которому примыкало еще одно фотоателье «Ренессанс» Шафермана и Вайнберга, а заканчивался этот квартал писчебумажным магазином Овси Шмуклера.

На Крепостной улице корчму держал Герша Клячман – там собиралась все бандиты города.

Очень был популярен у жителей Бендер велосипедный транспорт. Продажей занимался Салганик. Было в городе много мастерских по ремонту велосипедов и здесь же можно было взять велосипед напрокат. На углу улиц Харузинской и Александровской, в полуподвальном помощении большого дома (сейчас филиал гостиницы «Нистру»), была мастерская Якова Лермана. Удовольствие прокатиться напрокат стоило 5 румынских леев в час.

В самом центре, по ул. Александровской располагалась велосипедная мастерская еврея Григория Конштыка. Мастерская эта сгорела во время войны, а дом, в котором жил сам Конштык сохранился до сегодняшнего времени и находится по ул. Калинина 54.

На ул. Ленина, на том месте, где сейчас находится магазин «Апэ Водэ», торговал обувью Вольф Бачкуринский. Своих детей - Арона и Любу - он отправил учиться в Париж - так поступали тогда многие зажиточные евреи - носил на почту денежные переводы для них. Но они не вернулись из Франции, даже когда началась война. Вступили в Сопротивление, были арестованы и сожжены в Освенциме. Впоследствии французское правительство высоко оценило заслуги брата и сестры Бачкуринских.
В 1949 г. он был парализованный прикован к постели. А в этом году последний раз высылали бывших богачей из Бессарабии. В дом Вольфа явились люди в форме и дали ему, его жене и младшему сыну Сёме 30 минут на сборы. Никакие доводы сына Бачкуринского – Володи - о том, что старшие дети - Арон и Люба - были казнены фашистами, при сопротивлении в Париже, что они в числе всего десяти граждан СССР были удостоены звания Героев французского Сопротивления - не остановили выселение. Бачкуринского отнесли на носилках в вагон и вывезли в Тюмень. До места назначения он не доехал - скончался в пути.

Напротив магазина Бачкуринского обувью торговал Бурда, который во время экономического кризиса 1929 – 1933 гг. умер от инфаркта прямо в своем магазине.

Был еще магазин обуви Элика Венцгендлера, который кроме обычной обуви, продавал обувь, которую для него на Пушкинской улице изготавливал мастер Янкель Шпигель. Венцгендлер брал эту обувь, бронзовой краской ставил штамп рижской фирмы «Агир» и с выгодой продавал, как фирменную.

Много было в городе так называемых «шкрабников», то есть сапожников, которые занимались починкой обуви. На Николаевской улице это был Цвигун, на Каушанской улице, недалеко от еврейской больницы, обувь чинил Карпинский, был еще сапожник Бернадский.
Рядом с Дворцом Детского Юношеского Творчества и сейчас стоит дом, где раньше была швейная мстерская Фишеля Ляндверта. Он был почетным председателем еврейской кассы взаимопомощи, которая работала на правах банка. Рядом с Ляндвертом портняжную мастерскую держал Ицко Швехер, а на ул. Харузинской хозяином престижного швейного ателье мужских костюмов был Лейба Райгородский. Колбасные магазины в городе держали многие хозяева – Яков Андреевич Равенский, Ратушный, гуляка и завзятый картежник Абрам Ливерант.

На Харузинской улице держал колбасный магазин еврей Хермангус. Он готовил кошерные мясные изделия для евреев по специальной технологии. По еврейским законам кашрута свинину употреблять в пищу было запрещено, поэтому для своей колбасы он закупал только рогатый скот и птицу. Забивали тогда скотину только на городской бойне, которая находилась за городом и работала 3 дня в неделю (с1944 г., на этом месте находится ЗАО «Бендерский мясокомбинат»). Когда резали скотину для кошерной пищи, на бойню приходил хахам (шойхет), так как по еврейским обычаям только он может резать для них птицу и животных, соблюдая все ритуалы – он большим ножом перерезал горло, чтоб стекала кровь. Задняя часть животного для кошерной пищи не употреблялась. Делал Хермангус также говяжью и гусиную пастрому и различные изделия из баранины. Колбасу заворачивали в пергаментную бумагу и перевязывали шнурком, чтобы удобнее было ее нести за ручку.

Недалеко от моста, в самом начале ул. Суворова, жил биндюжник Шая Одесский. Он имел дом, большой двор с конюшнями более чем на 20 лошадей, 5 – 6 фаэтонов, повозки-площадки для обслуживания магазинов и большие грузовые повозки для перевозки стройматериалов. Также он арендовывал землю в с. Хаджимус и выращивал там лук и картофель, а потом все реализовывал оптом в городе. Также, Одесский первым в городе наладил заправку сифонов, а при румынах сифоны в городе были очень популярны.

По ул. Суворова, напротив того места, где сейчас находятся мастерские Общества слепых, Моисей Ласкин имел пилораму и деревообрабатывающие станки. Также там еще дробили и мололи соль. Брат Ласкина – Абрам – был зубным техником.

На том месте, где сейчас на набережной находится Памятник «Доблестным борцам за власть Советов», была маслобойня еврея Михаила Диманта. Производили здесь подсолнечное масло, а также варили олифу. Правда ее делали незаконно, подпольно, без соблюдения правил и техники безопасности, что и привело в один прекрасный день к пожару, когда сгорела полностью вся маслобойня.

В предместье Бендер – Борисовке – торговую лавку держал Мотель Уксусман.

На самом въезде в город со стороны Кишинева были дома Давида Каушанского и Болоцкого, которые специализировались на перепродаже зерна. Болоцкого, к стати, убила его собственная дочь.

На Калинина, в доме под № 56, находился кооператив «Объединение», в котором продукты были намного дешевле, чем в частных магазинах. Создала этот кооператив жена отставного полковника 55-го Подольского полка Сергея Фёдоровича Борзякова – Анна Леоновна Борзякова (сестра Виргилия Леоновича Шанцера) вместе с зятем – Михаилом Фёдоровичем Карасёвым (до эмиграции в Румынию войсковой старшина Донской армии).

По ул. Пушкинской, между Лазо и Тираспольской, находилась маслобойка Гуревича. На углу Ленина и Кирова престижная дамская парикмахерская Сигал.

На углу улиц Комсомольской и Калинина находилось здание Правления еврейской общины.

В середине квартала ул. Калинина, между Комсомольской и Московской находилась Пекарня для выпечки пасхальной мацы, а в середине квартала ул. Калинина, между Московской и Ленина был Маленький еврейский банк (касса взаимопомощи).

Там, где музей под открытым небом по ул. Ленина: магазин головных уборов Кацович, мебельный магазин Биленкиса, крупная мужская швейная мастерская Райгородского, Магазин меха и шляпы Минскера, обувный магазин Зисмана, магазин «Меха» братьев Павлоцких, Аптека Кеслера.

На ул. Ленина, между улицами Суворова и Котовского была пекарня Маера, а между ул. Калинина и Коммунистической была Аптека готовых форм Зингера.

На углу улиц Суворова и Ленина была корчма-шинок Саицкого, а в середине квартала ул. Комсомольской, между ул. Советской и Суворова был Большой дом и склад пиломатериалов.

В середине квартала улицы Советской, между улицами Московской и Комсомольской располагался Дом врача Ритенберга.

Между улицами Гагарина и Лазо, по ул. Котовского, практически в середине квартала, располагался мыловаренный заводик Левина. На Буковинском переулке (в конце ул. Ленина, не доходя до ул. Ткаченко), была большая мельница братьев Гуревич

На углу улиц Котовского и Лазо, где сейчас располагается Торговый центр «Элит», была Бейт–а–Шкита (кошерная бойня для птиц), а на самой ул. Лазо (все там же, где "Элит") был павильон по продаже кошерного птичьего мяса. Павильон по продаже кошерного мяса находился, примерно, возле собора ближе к ул. Лазо. Также возле собора был кожевенный магазин Гильцермана.

На квартале улице Лазо (между ул. Советской и ул. Суворова), примерно там, где сейчас располагается кафе «Диминяца», был крупный мануфактурный магазин Чаплика, а рядом крупный мануфактурный магазин Гройсмана. Далее, на углу улиц Советской и Лазо был магазин кожи Эйдельмана.

В середине квартала ул. Московской, между ул.Коммунистичнской и ул. Калинина, был Дом и место работы Рабинера Дербаримдикера.

В середина квартала улицы Советской, между улицами Ленина и Московской, в районе Краеведческого музея, была мельница крупорушка Беренштейна и Студиновского, а на углу улиц Гагарина и Советской, там, где сейчас располанается Торговый центр "Виктория" – была пекарня Фельдмана.