Абулафия, Авраам бен Шмуэль

Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам
(перенаправлено с «Авраам Абулафия»)
Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Абулафия

Авраhам бен Шмуэль Абулафия (אברהם בן שמואל אבולעפיה, Abraham ben Samuel Abulafia; 1240, Сарагоса, — 1291?, ?) - каббалист, основатель пророческой каббалы.

Известные исторические сведения

Родившийся в Сарагосе, Абулафия переехал в Туделу в детстве и учился у своего отца до его смерти в 1258 году.

В 1260 г. совершил путешествие в Эрец-Исраэль, где начал поиски мифической реки Самбатион, но достиг лишь Акко. Война между монголами и мамлюками в 1260 году заставила его вернуться в Европу через Грецию.

В начале 1260-х годов он учился в Капуе у р. Гилеля из Вероны, сосредоточившись в основном на «Путеводителе растерянных», а затем вернулся в Испанию.

В 1270 году он начал изучать в Барселоне особый вид каббалы, наиболее важным представителем которого был Барух Тогарми, и получил откровение с мессианским подтекстом. Вскоре он уехал в Кастилию, где распространял свою пророческую каббалу среди таких деятелей, как р. Моисей Бургосский и р. Иосиф Гикатилла.

Где-то около 1275 года он преподавал «Путеводитель растерянных» и свою каббалу в нескольких городах Греции, а в 1279 году он направился через Трани в Капую, где обучал четырёх молодых учеников.

Убежденный в том, что обладает пророческим даром, Абулафия летом 1280 г. направился в Рим, чтобы раскрыть перед папой Николаем III всю меру страданий еврейского народа и убедить главу церкви облегчить участь евреев.

Он прибыл в Рим и попытался встретиться с папой Николаем III, чтобы обсудить своё видение иудаизма как мистической религии. Эта встреча была частью мессианского плана.

Николай III приговорил Абулафию к сожжению, но приговор не был приведен в исполнение из-за смерти папы. Абулафия был заключён в тюрьму на несколько недель, а затем уехал в Мессину, Сицилия. Там он активно работал в течение десятилетия (1281–91) и имел несколько учеников, а также несколько в Палермо.

Абулафия с большой уверенностью предрекал наступление мессианской эры в 5050 г. по еврейскому календарю (1290 г. по григорианскому календарю); многие верили этому и собирались переселиться в Святую землю.

Противники Абулафии обвиняли его в том, что он провозгласил себя Мессией. Около 1285 года между ним и рабби Соломоном бен Авраамом Адретом из Барселоны началась полемика по поводу утверждений Абулафии о том, что он пророк и мессия.

Шломо бен Аврахам Адрет назвал Абулафию «шарлатаном». Этот спор стал одной из главных причин исключения каббалы Абулафии из испанских школ.

Литературная деятельность Абулафии охватывает период с 1271 по 1291 год и включает несколько десятков книг, трактатов по грамматике и стихов.

Он написал множество комментариев:

  • три к «Путеводителю растерянных» — «Сефер hа-Геула» (1273), «Сефер Хайей hа-Нефеш» и «Сефер Ситрей Тора» (1280);
  • к «Сефер Йецира» — «Оцар Эден Гануз» (1285/6), «Ган Науль» и третий, без названия и
  • комментарий к Пятикнижию – «Сефер-Мафтех От hа-Тора» (1289).

Более значительным влиянием пользуются его руководства, обучающие достижению пророческого опыта: «Хайей hа-Олам hа-Ба» (1280), «Ор hа-Сехель», «Сефер hа-Хешек» и «Имрей Шефер» (1291).

Особое значение для понимания его мессианологии имеют его «пророческие книги», написанные между 1279 (Патры) и 1288 (Мессина) годами, где откровения, включающие апокалиптические образы и сцены, интерпретируются как указания на духовные процессы внутреннего искупления.

Одухотворённое понимание концепций мессианизма и искупления как интеллектуального развития представляет собой важный вклад мессианских идей в иудаизм. Следуя своим мессианским устремлениям, Абулафия стал активным распространителем своей каббалы, устно и письменно, стремясь убедить как иудеев, так и христиан.

Мистицизм Абулафии отличается от предшествовавших ему течений каббалы. Основываясь на учении о десяти сфирот (Божественных эманациях), он использовал и разрабатывал различные методы каббалистической школы Элазара бен Йеhуды из Вормса и его последователей, — такие, как церуф (комбинации букв), гематрия, нотарикон и т. д.

В своих первых трактатах «Гет hа-Шмот» и «Мафтеах hа-Реайон» Абулафия описывает лингвистический тип каббалы, схожий с ранними трудами рабби Йосефа Гикатиллы.

В своих поздних трудах основатель пророческой каббалы синтезирует неоаристотелевское понимание Маймонидом пророчества как результата преобразования интеллектуального потока в языковое сообщение и техники достижения такого опыта посредством сочетаний букв и их произношения, дыхательных упражнений, созерцания частей тела, движений головы и рук, а также упражнений на концентрацию.

Некоторые элементы этих техник восходят к комментариям к «Сефер Йецира» ашкеназского происхождения, в то время как другие отражают влияние йоги, суфизма и исихазма.

Он называл свою Каббалу «Каббалой имён», то есть божественных имён, что было путём к достижению того, что он называл пророческим опытом, или «пророческой Каббалой», как конечной цели своего пути: опыта единения и откровения.

В его трудах можно различить проявления того, что известно как unio mystica человеческого и высшего интеллекта.

Гораздо меньше интересуясь теософией современных ему каббалистов, интересовавшихся теориями десяти ипостасных сфирот, некоторые из которых он описывал как худшие, чем христианская вера в троицу, Абулафия описывал высшую сферу, особенно космический Интеллект-Агент, в лингвистических терминах, как речь и буквы.

В своих поздних книгах Абулафия неоднократно развивал систему семи путей толкования, которую он иногда использовал в своих комментариях к Пятикнижию. Система начинается с прямого смысла, включает также аллегорическое толкование и завершается толкованием отдельных букв, которое рассматривается как путь к пророчеству.

Абулафия разработал сложную теорию языка, предполагающую, что иврит представляет собой не столько язык в письменной или устной форме, сколько принципы всех языков, а именно идеальные звуки и их сочетания.

Таким образом, иврит как идеальный язык охватывает все другие языки. Эта теория языка, возможно, повлияла на Данте Алигьери. В своих трудах Абулафия использовал греческие, латинские, итальянские, арабские, татарские и баскские слова для гематрии.

Абулафия утверждал в своих книгах, что его «пророческая» каббала придает человеку способность обретать дар ясновидения и общаться с Богом. Таким образом, независимый человеческий разум подчиняется правилам Божественного разума.

Абулафия называл этот процесс «путем Божьего имени». Этот дар следовало использовать лишь ради высокодуховных целей.

Абулафия основывал свой экстатический мистицизм на рациональных предпосылках; можно обнаружить некоторые точки соприкосновения между ним и учением мусульман-суфиев на высшей ступени его развития.

Абулафию следует считать одной из самых выдающихся личностей в истории каббалы до Ицхака Лурии.

Каббала Абулафии вдохновила ряд сочинений, которые можно описать как часть его пророческой каббалы, а именно, как стремление к достижению крайних форм мистического опыта.

Наиболее важными среди них являются анонимные «Сефер hа-Церуф» (переведенная на латынь для Пико), «Сефер Нер Элохим» и «Сефер Ша‵арей Цедек» раввина Натана бен Саадии Харара, который оказал влияние на каббалу раввина Ицхака из Акко.

Влияние Абулафии очевидно в анонимном послании, приписываемом Маймониду; раввин Реувен Царфати, каббалист, работавший в Италии в XIV веке; Авраам Шалом, Йоханан Алеманно, Йеhуда Альботини и Иосиф ибн Загья; Моше Кордоверо и влиятельный труд Хаима Виталя «Шаарей Кдуша»; Шабтай Цви, Йосеф Хамиц, Финеес Элия Горовиц и Менахем Мендель из Шклова.

Сохранившиеся во многих рукописях, труды Абулафии не были опубликованы каббалистами, большинство из которых запретили его направление каббалы, и лишь случайно включили в свои труды несколько коротких и анонимных фрагментов.

Научные исследования начались с анализа его рукописей М. Х. Ландауэром, который приписал ему книгу Зоhар. А. Еллинек опроверг эту атрибуцию и составил первый полный список сочинений Абулафии, опубликовав три его кратких трактата (два послания, напечатанных в 1853/54 гг., и «Сефер hа-От» в 1887 г.), в то время как Амнон Гросс опубликовал 13 томов, включающих большую часть книги Абулафии и книг его учеников (Иерусалим, 1999–2004 гг.).

Значительный вклад в анализ мысли Абулафии и его школы внесли Гершом Шолем и Хаим Виршубский. Некоторые трактаты Абулафии были переведены на латынь и итальянский языки в кругу Пико делла Мирандолы, в основном Флавием Митридатом, и взгляды Пико на Каббалу существенно повлияли на него.

То же самое можно сказать и о трактате Франческо Джоджо Венето «De Harmonia Mundi». Жизнь Абулафии вдохновила на создание ряда литературных произведений, таких как поэмы Ивана Голля, Мозеса Файнштейна и Натанаэля Тарна; романа Умберто Эко «Маятник Фуко» и пьесы Жоржа-Эли Береби; в искусстве — картин Авраама Пинкаса и скульптур Брурии Финкель; а также нескольких музыкальных произведений.

Литература

  • A. Berger, in: Essays … S.W. Baron (1959), 55–61, U. Eco, The Search for the Perfect Language (1995);
  • Moshe Idel, The Mystical Experience in Abraham Abulafia. SUNY Press, Albany 1988, ISBN 978-0-88706-552-1;
  • idem, Kabbalah: New Perspectives. Yale University Press, New Haven; London 1988, ISBN 978-0-300-04699-1;
  • idem, Studies in Ecstatic Kabbalah. SUNY Press, Albany 1988, ISBN 978-0-88706-605-4;
  • idem, Studies in Ecstatic Kabbalah (1988);
  • idem, Language, Torah, and hermeneutics in Abraham Abulafia. SUNY Press, Albany 1989, ISBN 978-0-88706-831-7;
  • idem, Abraham Abulafia: An Ecstatic Kabbalist [Two Studies] (Labyrinthos, 1992);
  • idem, Messianic Mystics (1998), ch. 2;
  • Natan ben Sa'adyah Har'ar, Le Porte della Giustizia, a Cura di Moshe Idel (2001);
  • R. Kiener, "From Ba‵al ha-Zohar to Prophet to Ecstatic: The Vicissitudes of Abulafia in Contemporary Scholarship," in: P. Schaefer and J. Dan (eds.), Gershom Scholem's Major Trends in Jewish Mysticism, 50 Years After (1993), 117–44;
  • M.H. Landauer, in: Literaturblatt des Orients, 6 (1845), 322ff.;
  • Scholem, Mysticism, ch. 4;
  • Ch. Wirszubski, Pico della Mirandola's Encounter with Jewish Mysticism (1988); E.R. Wolfson, Abraham Abulafia: Hermeneutics, Theosophy, and Theurgy (2000).

Источники

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Абул‘афия Аврахам бен Шмуэль в ЭЕЭ