Бронфман, Сэмюэл
Источник: | ||||||||||||
|
Сэмюэл Бронфман (Samuel Bronfman; 1891, Брэндон, Манитоба, Канада — 1971, там же) - один из крупнейших промышленников Канады и филантроп.
Содержание |
Биографические сведения
Сэм Бронфман утверждал, что родился в Брэндоне, Манитоба, в 1891 году, хотя, по словам его биографа Майкла Марруса, он, вероятно, родился в России незадолго до того, как семья иммигрировала в Канаду.
До Первой мировой войны Сэм и его братья Эйб (1882–1968) и Гарри (1886–1963) работали в небольших семейных отелях Манитобы, более известных своими барами, чем арендой номеров.
В то время как настроения сторонников сухого закона распространялись по англоязычной Канаде, амбициозный и конкурентоспособный Сэм Бронфман постепенно переориентировал свои бизнес-цели с открытия баров на распространение спиртных напитков (он поставлял спиртные напитки бутлегерам, которые обслуживали Америку с сухим законом), и, в конечном итоге, на производство ликеров.
В 1924 году Бронфман и его жена Сэйди переехали в Монреаль, Квебек, где отношение к спиртным напиткам было более открытым. Там Бронфман построил свой первый винокуренный завод и стал основателем и президентом компании по производству спиртных напитков «Дистеллерс-Сигремс».
Сила «сухого закона» в Канаде ослабевала, и независимо от того, был ли «сухой закон» или нет, можно было заработать деньги на утолении жажды близлежащих американских населенных пунктов. С отменой сухого закона в США ликерная компания Бронфмана Seagram's приобрела значительную долю американского рынка спиртных напитков, и Бронфман стал контролировать одно из крупнейших семейных состояний в Канаде.
С течением времени Бронфман также расширил свою деятельность на другие прибыльные предприятия, включая коммерческое и коммерческое освоение земель по всей Северной Америке.
Богатство позволило ему стать членом еврейской элиты Монреаля. К началу 1930-х годов Бронфман принимал активное участие в широком спектре деятельности по сбору средств для евреев Монреаля, хотя говорящий на идише промышленник держался на расстоянии от иммигрантского мира центра Монреаля и его политики, предпочитая филантропию идеологии. Он оказывал существенную финансовую помощь ряду университетов, больниц, музеев и благотворительных учреждений.
В ноябре 1938 года наступила «Хрустальная ночь». Канадская еврейская элита была вынуждена признать, что филантропия не дала ответа на рост нацизма в Европе, на кризис еврейских беженцев, которым было отказано во въезде в Канаду, а также на опасения роста антисемитизма в Канаде.
Требовалась новая и активная политическая программа сообщества. К Бронфману, ныне влиятельному общественному лидеру и финансовому столпу, обратился Х.М. Кайзерман с просьбой принять активное участие в работе Канадского еврейского конгресса и, в частности, заняться делом еврейских беженцев.
Бронфман, ранее отвергавший Конгресс как неэффективное дискуссионное общество «зеленых», организацию, израненную идеологическими разногласиями, которые он не понимал и не хотел понимать, согласился. Для Бронфмана задача заключалась не только в продвижении дела беженцев, но и в том, чтобы превратить Канадский еврейский конгресс в мощный голос в еврейской и канадской жизни.
Для этого, заключил он, требуется твердая рука у руля организации, его рука. Вскоре он был избран президентом Канадского еврейского конгресса, и вместе с ним и его финансовым влиянием пришла поддержка со стороны других членов еврейской элиты, обновленная и «канадизированная» повестка дня Конгресса, а также деловая организация, управляемая преданными своему делу профессиональными сотрудниками. С Бронфманом, который был его президентом в течение 23 лет и поддерживал его до своей смерти в 1971 году, Конгресс стал организационным сердцем канадского еврейства.
Избирался также на пост вице-президента Всемирного еврейского конгресса и председателя его североамериканской секции.
Несмотря на организационный успех Конгресса, не все надежды Бронфмана оправдались. Откровенный канадский патриот, он так и не осуществил свою личную мечту об избрании в канадский Сенат. Но он оказал влияние на еврейскую жизнь Канады и особенно Монреаля, внося щедрый вклад в организационный и институциональный успех общины. В течение 40 лет был самым влиятельным лидером канадской еврейской общины.
Ярый защитник Израиля, Бронфман также активно поддерживал еврейское государство. В 1964 году Бронфман был назначен первым еврейским губернатором Университета Макгилла, что отражало как его статус, так и меняющийся статус евреев в Монреале.
Археологический отдел Израильского музея в Иерусалиме носит имя Сэмюэла Бронфмана.
У него было четверо детей, продолживших его бизнес:
- Эйлин (баронесса де Гинцбург),
- Филлис (Ламберт),
- Эдгар Майлз Бронфман и
- Чарльз Рознер Бронфман.
См. также
Литература
- M.R. Marrus, Mr. Sam: The Life and Times of Samuel Bronfman (1991).
Источники
- КЕЭ, том: 1. Кол.: 549.
- Bronfman - Encyclopedia.com
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья БРОНФМАН Сэмюэл в ЭЕЭ