Люблинское гетто
Источник: | ||||||||
|
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе. Вы тоже можете дополнить ее.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Люблинское гетто было создано нацистами в Люблине после оккупации города в ходе Второй мировой войны.
Содержание |
История существования
Начало оккупациии
Когда началась Вторая мировая война 1 сентября 1939 года, тысячи евреев из западной Польши бежали в Люблин, а многие евреи из города и окрестностей бежали на восток.
Немцы захватили Люблин 18 сентября 1939 года и на следующий день арестовали около 2000 горожан, в том числе многих евреев.
В отличие от других городов Польши, почти все члены совета еврейской общины остались в Люблине. Таким образом, Совет продолжал функционировать под немецкой оккупацией, помогая еврейским беженцам и членам общины, чьи дома были разрушены во время бомбардировок. В сентябре-октябре 1939 года оказывалась активная помощь беженцам в жилье, были открыты общественные кухни, и оказывалась финансовая помощь нуждающимся.
Одними из первых немецких приказов по отношению к общине были требования выдачи людей на принудительные работы и оплата «контрибуций». Оккупанты приказали еврейскому совету обыскать еврейские дома в целях конфискации имущества для этих выплат.
В начале октября 1939 года в Люблине был открыт немецкий Арбайтсам (бюро труда) для организации принудительного труда. Еврейские мужчины в возрасте от четырнадцати до шестидесяти лет (минимальный возраст впоследствии был сокращен до двенадцати) и женщины в возрасте от пятнадцать были привлечены к принудительному труду.
Немцы оценили число трудоспособных евреев в Люблине к этому времени в 28,000 человек. Сотни людей были отправлены в трудовой лагерь, который был создан на улице Липовой 7, а также в другие трудовые лагеря в Люблине и окрестностях, как и на различные заводы и фермы. По состоянию на конец октября 1939 года, еврейское население города сократилось до примерно 37.000 человек в связи с жертвами во время боев за город, эмиграцией и отправкой на принудительные работы.
В конце 1939 и в начале 1940 года, Люблин был переполнен тысячами беженцев из районов западной Польши, которые были присоединен к рейху. Город служил перевалочным пунктом для депортированных до их расселения по населенным пунктам в Люблинском округе. В декабре 1939 года в Люблине находилось, около 5000 беженцев из Лодзи, Серадза, Калиша, и других населенных пунктов западной и центральной Польши. К началу января 1940 г., число евреев в городе выросло примерно до 40.500. Кроме того, в феврале 1940 года, в город прибыло около 1200 евреев, депортированных из Штеттина в Германии, но большинство из них были скоро отправлены в близлежащие населенные пункты.
23 ноября 1939 года еврейские магазины были отмечены звездами Давида; через неделю, они были закрыты, а их содержимое конфисковано. 1 декабря 1939 года евреям в Люблине было приказано носить белую повязку с синей звездой Давида. Многих евреев избивали на улицах, а те, кто жил на центральных улицах были выселены из своих домов.
К июню 1940 года, в центре города осталось только нееврейское население. К концу того же года, были наложены дополнительные санкции: евреям было запрещено покидать город без разрешения и участвовать в торговле, они не могли обращаться к нееврейским врачам, пользоваться общественным транспортом и посещать учреждения культуры (театры, кино и пр.).
В конце 1939 года немцы выпустили приказ о создания юденрата в Люблине. 25 января 1940 года, они утвердили назначение двадцати четырех членов совета, девятнадцать из которых были членами бывшего совета общины. Председатель муниципального совета, инженер Генрих Беккер, был назначен главой юденрата, адвокат Марек Альтен был назначен его заместителем. Юденратом были созданы различные отделы и комитеты помощи, которые оказывали помощь бедным, еврейским военнопленным, беженцам и местным евреям, которые были отправлены в трудовые лагеря. Юденрат возобновил деятельность детского дома, дома престарелых и еврейской больницы.
Из-за антисанитарии и суровой зимы умерло много беженцев. Около 2400 человек из числа беженцев были размещены в сорока трех общежитиях, которые были открыты комитетом по делам беженцев, учрежденном руководством общины. В городе действовало три благотворительных столовых. В феврале и марте 1940 года, были открыты еще три столовых, которые обеспечивали горячим питанием 2000 детей ежедневно. В конце 1940 или в начале 1941 года, в Люблине была создана «еврейская служба порядка», состоявшая из десяти человек.
Еврейские беженцы продолжали прибывать в Люблин со всей Польши. В январе 1941 года, еврейское население города выросло до 43,200, в том числе 6300 беженцев из других городов, несмотря на то, что 1224 евреев умерло в 1940 году.
В начале 1940 года, тысячи еврейских военнопленных, служивших в польской армии, были интернированы в лагерь на ул. Липова. Большинство заключенных, которые находились в этом районе, теперь принадлежавшем к Генерал-губернаторству, были освобождены и отправлены домой вскоре после своего пленения, но около 1000 военнопленных из районов Восточной Польши, которая была аннексирована Советским Союзом, остались в лагере. Эти заключенные были лишены статуса военнопленных и отданы под власть люблинского юденрата.
Однако сами заключенные требовали остаться в прежнем статусе. В результате они были отправлены пешим маршем на север в Бяла-Подляска, куда добрались в живых только 200 человек. Осенью 1940 года немцы начали дополнительно концентрировать в лагере еврейских военнопленных, в результате чего количество еврейских военнопленных, жителей Восточной Польши в начале 1941 года достигло более чем 2500 человек. Юденрат Люблина стремился помочь заключенным различными способами. Евреи Люблина и еврейские военнопленные работали вместе, что способствовало налаживанию личных связей между двумя группами. Тем не менее, лагерь не стал частью гетто.
Гетто
10 марта 1941 г., после изгнания около десяти тысяч евреев из Люблина в окрестные местечки и деревни, в Люблине было официально учреждено гетто (из двух частей). В течение нескольких недель, все польские жители были выселены из указанного района, где следовало сосредоточить евреев Люблина. Когда в гетто было создано 24 апреля 1941 года, по данным юденрата в нем находилось 34,149 евреев.
Выезд из гетто был ограничен в апреле 1941 года. Немцы позволили примерно 2200 евреям жить вне гетто. Одновременно продолжал действовать лагерь на улице Липова. Проблемы антисанитарии и голода в Люблинском гетто не были столь же острыми, как во многих других гетто, таких как в Варшаве и Лодзи. Несмотря на то, что евреям не разрешалось покидать гетто без специального разрешения, оно пока не огораживалось, и жители могли поддерживать контакт с внешним миром. Так, продукты могли ввозиться контрабандным путем в относительно больших объемах. За три года существования гетто около 20% евреев умерло от голода и болезней.[1]
Гетто было окружено колючей проволокой зимой 1941/42 годов. В конце декабря 1941 года, немцы потребовали от евреев Люблина и всего района сдать меха, шерстяную одежду и теплые вещи. Голод и антисанитария привели к эпидемии тифа, которая унесла более 1000 жизней в период с июня 1941 года по март 1942 года. Чтобы справиться с этой проблемой, в гетто были созданы две больницы, набраны 400 работников канализации, и 200 работников службы дезинфекции и дезинсекции. Был также создан дом для инвалидов.
Сотни еврейских мужчин, женщин и детей в гетто работали в трех лагерях, которые были созданы в Люблине в январе 1942 года. Многие рабочие погибли из-за плохих условий содержания, другие были убиты. В декабре 1941 года по обвинению в уклонении от труда, 150 евреев было отправлено из этих лагерей в Майданек, который находился также в Люблине. Почти все они погибли там в течение нескольких недель.
Несмотря на высокий уровень смертности, в результате продолжавшегося переселения евреев из окрестностей Люблина и других частей Польши, население гетто увеличилось, и в декабре 1941 года составляло около 36,000 человек.
Существовала связь между гетто Люблина и Варшавы. Её осуществлял, в частности, Ицхак Цукерман, который приезжал в Люблин.[2]
Ликвидация евреев
В феврале 1942 года в рамках подготовки к депортации, немцы построили забор вокруг гетто, и в конечном итоге приказали евреям, которым еще было разрешено жить в другом месте, переехать на территорию гетто. Кроме того, в феврале гетто было разделено на две части: гетто А, где большинство евреев были предназначены для депортации и гетто B, для рабочих немецких учреждении и заводов и для обладателей специальных разрешений. Гетто были отделены друг от друга колючей проволокой с одними воротами; чтобы пройти, не требовалось специального разрешения. Юденрат и общественные институты были расположены в гетто B, где условия были лучше.
В ночь с 16 на 17 марта 1942 г. немцы начали массовое уничтожение евреев города. Эсэсовцы и украинцы окружили гетто. Депортации начались на следующий день. Все, кто мог пытались уклониться от депортации, многие искали укрытия. Немцы тщательно прочесали гетто, продвигаясь от дома к дому, и убивали всех, кого там находили.
По состоянию на 31 марта 1942 года, после двухдневного перерыва, немцы возобновили акцию в гетто и депортировали (среди прочих) большинство членов юденрата, в том числе председателя, Беккера, и множество еврейских полицейских и членов их семей. В тот же день они заменили депортированных новыми двенадцатью членами юденрата под руководством доктора Марека Альтена. Трое членов нового юденрата были убиты 7 апреля 1942 года.
В целом, около 30 тысяч евреев были депортированы из гетто Люблина в Белжец между 17 марта и 14 апреля 1942 года, и более 2000 других жителей гетто были убиты в районе Люблина эсэсовцами, немецкими и украинскими полицаями. От 80 до 100 детей в детском доме были убиты за пределами города, и семьдесят пожилых людей были убиты в своих домах в гетто. Больные и слабые были убиты там, где были найдены.
30 тысяч человек были уничтожены в лагере смерти Белжец или убиты по дороге в близлежащих лесах, 4 тысячи — 9 ноября 1942 г. в «образцовом гетто» Майдан Татарский (пригород Люблина, который превратился в «маленькое» гетто) и в Майданеке (3 ноября 1943 г.).
300 квалифицированных мастеров смогли остаться и работать в Люблине. Их мастерские были закрыты в мае 1943 года, а рабочих отправили в Майданек. Еще 300 мастеров содержались в Люблинской крепости и работали до июля 1944 года; они были уничтожены немцами за несколько дней до освобождения Люблина от немецкой оккупации (июль 1944 г.).[3]
Значительной части заключенных из лагеря на улице Липова удалось бежать в леса и образовали ядро еврейского партизанского отряда в этом районе. Партизанский отряд под командованием И. Гриншпана, действовавший в лесах недалеко от города, 25 июля 1944 г. вошел в Люблин вместе с частями Красной армии и Войска Польского.[4]
Примечания
Литература
- Tadeusz Radzik, Zagłada lubelskiego getta. The extermination of the Lublin Ghetto, Maria Curie-Skłodowska University 2007