Миснагдим
Регулярная исправленная статья | |
Миснагдим, митнагди́м, миснагиды (ивр. מִתְנַגְדִים, в ашкеназском произношении миснагдим; буквально — «противящиеся», «возражающие», единственное число — митнагед) — название, которое дали приверженцы хасидизма его противникам из среды раввинов и руководителей еврейских общин. Деятельность этих кругов, первоначально носившая преимущественно полемический характер, и их религиозное мышление вылились в своеобразный жизненный уклад и целостное мировоззрение.
История
Ведущая роль в создании активной оппозиции хасидизму принадлежит Виленскому Гаону Элияху бен Шломо Залману, благодаря которому Литва стала центром митнагдим (литваков).
Влияние глав хасидизма зиждилось на непререкаемом авторитете их личности и деятельности как лидеров общин, а для Элияху бен Шломо Залмана и его последователей основным критерием, определяющим положение человека в обществе, по-прежнему была раввинистическая ученость.
Ожесточенный конфликт между приверженцами хасидизма и митнагдим в конце 18 в. – начале 19 в. вылился в резкую полемику, публикацию памфлетов, в объявления херема хасидам и обоюдные доносы властям, а затем сменился неофициальным примирением, вызванным главным образом общей борьбой против приверженцев Хаскалы, а также экономическими соображениями (см. Коробочный сбор).
В настоящее время
Ныне сохраняется коренное различие между функциями главы хасидской общины (см. Цаддик) как посредника между своими приверженцами и Богом и раввина митнагдим как руководителя и духовного наставника своей общины. Каббала и мистические учения, сравнительно широко распространенные в хасидизме, изучаются среди митнагдим лишь узким кругом ученых. В области литургии хасиды следуют молитвенному порядку и вариантам, которые установил Ицхак Лурия, они основываются преимущественно на сефардском образце (см. Сефарды), в то время как митнагдим сохранили восточноевропейскую форму ашкеназского богослужения (см. Ашкеназы).
Митнагдим придают огромное значение обязанности изучения Талмуда. С этой целью стараниями учеников и последователей Виленского Гаона (например, Хаима бен Ицхака Воложинера) с начала 19 в. была создана сеть иешив в Белоруссии и Литве.
Наиболее известны из них в Воложине, Мире, (см. Тельшах) и Вильне, выпускниками которых были выдающиеся раввины и ученые-талмудисты России и Восточной Европы (Нафтали Цви Иехуда Берлин, Х. Берлин, И. Б. и Х. Соловейчик [см. Соловейчик, семья], Исраэль Меир hа-Коhен, А. И. Кук, Х. О. Гродзенский и др.).
С начала 1880-х гг. возникли также иешивы движения Мусар (см. также И. Салантер) в Ковно (ныне Каунас; см. Слободская иешива), Новогрудке и других местах. Некоторые из этих иешив действуют поныне, главным образом в Израиле, где известны как «литовские».
Наиболее авторитетна Поневежская иешива в Бней-Браке, возглавлявшаяся с 1952 г. признанным лидером митнагдим раввином Э. Шахом (1894–2001). Руководители и учащиеся иешив политически солидаризируются с несионистскими религиозными партиями: ашкеназы — с Дегел hа-Тора и частично с Агуддат Исраэль, сефарды — с Шас.
Источники
- КЕЭ, том 5, кол. 367–368