Воронов, Сергей Абрамович
Регулярная статья | |
Л.Гроервейдл | |
20/01/2025 | |
Сергей Абрамович Воронов | |
Serge Voronoff | |
Род деятельности: |
врач |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Дата смерти: |
3 сентября 1951 (85 лет) |
Место смерти: |
Лозанна, Швейцария |
Серж Воронофф (Serge Voronoff, Самуил Абрамович Воронов, 1866, Воронеж,по другим данным деревня Шехмань Тамбовской губернии - 1951, Лозанна, Швейцария) - французский врач.
Содержание |
Биографические сведения
Родился в еврейской семье за пределами черты оседлости. Его отец был царским солдатом, отслужившим полный срок в армии и имевшим право жить там. Он занимался винокурением.[1] Самуил был последним из пяти детей в семье.[2]
В 1884 году семья уехала от погромов из России во Францию.
Воронов, назвавшись Сержем, окончил классическую гимназию и пошёл учиться в Парижскую медицинскую школу, специализировался на хирургии. Необычайный энтузиазм молодого стажера поразил его первых руководителей, как и его характер мастера на все руки.
7 декабря 1893 года в возрасте 27 лет он получил степень доктора медицины. В 1895 году он получил французское гражданство. Его братья Александр и Жорж тоже стали хирургами, впоследствии работали вместе с ним.[3]
На рубеже XX века, между 1896 и 1910 годами, молодой хирург начал свою карьеру в Египте у хедива, вице-короля страны, находившейся тогда под контролем Великобритании. Его официальное и влиятельное положение позволило ему дать современный импульс медицине в Египте.
В 1897 году он женился на молодой девушке Барбе, дочери Фернана де Лессепса, построившего Суэцкий канал.[1]
В 1898 году он основал в Каире франкоязычную «Khédivale de Médecine». Он выступал на первом в Африке медицинском конгрессе по тропической медицине в 1902 году и продвинул французское влияние в этой области.
Доктор Воронов стал Великим Офицером Ордена Меджидие; Орден Почетного легиона, на получение которого он претендовал, был отложен на гораздо более поздний срок.
Он создал за свой счет «Частную больницу Шубра» на 60 коек, треть из которых была предназначена для неимущих, которую он передал в дар «Египетской лиге борьбы с туберкулезом». В 1908 году он открыл пристройку, в которой разместилась первая (бесплатная) школа обучения медсестёр в Египте.
В 1909 году он основал в Египте двухмесячный журнал La Presse Médicale d'Egypte, чтобы поднять местную медицину, имея тысячу врачей на 12 миллионов жителей, на международный уровень.
Он опубликовал во Франции несколько трудов по медицине. Уехал из Каира в 1910 году.
Поселившись в Ницце «из-за ее климата», он работает в клинике Святой Маргариты, одновременно продолжает свои исследования в области трансплантологии.
В 1910 году он отправился в Нью-Йорк, чтобы исследовать работу и преподавание его выдающегося коллеги, а затем и друга Алексиса Карреля из Лиона, получившего Нобелевскую премию в 1912 году, который преуспел в сосудистой микрохирургии, что позволило использовать трансплантаты всех видов. Там Воронов обучался методам пересадки органов.
По возвращении он создал исследовательскую лабораторию за свой счет в Кань-сюр-Мер, а затем в Ницца, рядом с клиникой Сент-Маргерит. Его интересовали «железы внутренние и внешние секреции», действие которых были известны с начала 19 века - последствия депривации или их патологии. Он решил глубже изучить идею врача 18 века Шарля-Эдуара Броун-Секара о стимуляции организма веществом из гениталий.
В Египте во время обследования евнухов у него сработала интуиция.
Он отмечал, что у этих пациентов есть одна общая черта: они живут недолго, максимум около сорока лет. Этого было достаточно, чтобы сформулировать гипотезу: поскольку кастрация, как правило, сокращает жизнь, может ли хорошее здоровье яичек увеличить продолжительность жизни?
Эта идея развивает распространенное в науке убеждение, что мужская жизненная сила тесно связана с выработкой спермы. Чем больше производит человек, тем он сильнее.
Будучи убежденным, что «износ» или «усталость» половых желез является одним из ключей к ослаблению организма и старению, Серж Воронов очень рано сделал ставку на идею о том, что пересадка яичек может помочь остановить этот процесс.
Поскольку люди не соглашались стать донорами, он сделал ставку на ксенотрансплантацию. То есть трансплантацию органов от других видов животных, в частности приматов — наиболее близких к человеку млекопитающих. Он опирался на данные предшественников - британских врачей 18-19 веков.
В более широком смысле, опиотерапия, то есть лечение заболеваний клетками, полученными из тканей, органов и особенно эндокринных желез животного происхождения, а также маркетинг таблеток на основе экстрактов органов для борьбы с анемией, диабетом и другими заболеваниями были последним писком моды в стране, где до сих пор плохо регулируется продажа более или менее необычных наркотиков.
Хотя понятие «гормон» было введено с 1905 года (У. Б. Харди), эндокринная физиология не была полностью понята. Он представил свои первые результаты на 25-м Французском конгрессе хирургов в 1912 году в Париже по экспериментальной пересадке яичников у кастрированных овец.
Министерство народного просвещения поручило ему задачу исследования трансплантации с 1914 года, с годовым бюджетом в 4000 франков, на «Физиологической станции» экспериментальной хирургии в Коллеж де Франс в Ницце.
Первая мировая война прервала его работу, но Сергей Воронов не терял времени даром. Он служил главным хирургом Русского госпиталя. Конфликт позволил ему заняться разработкой концепций ксенотрансплантации костей (которая потерпела полную неудачу) и аутотрансплантации (которая оказалась успешной) у раненых солдат.
В 1916 году Воронов заразился во время операции и сам прошёл операцию, после чего долго носил плевральный дренаж.
В 1917 году доктор Воронов возобновил свои исследования желез в Коллеж де Франс в качестве помощника директора биологической лаборатории Высшей школы наук.
После Первой мировой войны, все еще убежденный в гормонально-стимулирующей роли яичек животных, Сергей Воронов посвятил всю свою энергию исследованию «способов омоложения ослабленного, состарившегося организма и повышения его жизненной энергии».
Его интересовал «яичковый сок» Шарля-Эдуара Броун-Секара, но он мыслил шире. Речь шла о включении молодой и полностью активной железы в организм, чтобы позволить ей вырабатывать непосредственно в нашу кровь нормальную живую секрецию, а не мертвый, изменяемый продукт, который Броун-Секар получал путем дробления и «мацерации» яичек.
С 1917 по 1926 год Сергей Воронов занимался пересадкой гениталий морских свинок старым баранам и быкам. Среди ранних успехов Воронова было увеличение выхода шерсти у овец путем пересадки желез. Испытания показались ему убедительными, и 12 июня 1920 года практикующий врач решился на первую ксенотрансплантацию у человека.
В 1917 году Серж Воронов познакомился с военной медсестрой Фрэнсис Эвелин Боствик, графиней Периньи, которая помогала ему в работе. Она была опытной медсестрой (с опытом работы ещё с англо-бурской войны) и очень богатой женщиной, матерью троих детей от двух предыдущих браков, и финансировала больницу за свой счёт.
Сергей Воронов развелся с первой женой ещё в 1911 году. 1 июля 1919 года он женился на Эвелин Боствик, разведшейся с графом Периньи. Она помогала ему в работе и финансировании клиники до своей смерти в 1921 году.
С помощью Боствик хирург ввел кусочки яичек шимпанзе в мошонку 45-летнего пациента, кастрированного двадцать лет назад в попытке остановить развитие тяжелой формы туберкулеза. Имплантат прижился. Воронов счёл это успехом.
Он пытался найти способ омоложения, пытаясь стимулировать поток половых гормонов путем пересадки желез от высших приматов людям. Он утверждал, что таким образом продолжительность жизни человека может быть продлена до 140 лет. Воронов пытался лечить дефицит щитовидной железы аналогичными способами.
Первоначально этот тип трансплантации был с энтузиазмом встречен международным научным сообществом. В 1923 году семьсот величайших хирургов мира, собравшиеся на Международном конгрессе в Лондоне, приветствовали Воронова, подтвердив эффективность его открытия.
Его книга «Омоложение путем пересадки», опубликованная в 1925 году, вывела его репутацию за пределы медицинского сообщества. Воронов утверждал, что пересадка яичек может стимулировать половое влечение, устранить необходимость носить очки, увеличить продолжительность жизни и даже бороться с шизофренией.
Методы Воронова были внедрены также в сельском хозяйстве в Алжире и Турции для повышения продуктивности скота.[2]
Мало-помалу доктор заставил людей говорить о себе. Многие считали, что Серж Воронов нашел новый способ борьбы с определенными последствиями старения: физической слабостью, потерей выносливости, памятью, проблемами со слухом или зрением и... либидо.
Потому что даже если доктор Воронов это отрицал, по крайней мере официально, подтекст в его трудах присутствует: пересадка желез приматов позволяет вернуть себе мужественность молодого человека.
Результат не заставил себя долго ждать. Тысячи мужчин, не знавших, что делать со своими деньгами, и оплакивавших утраченную молодость, устремились к нему в кабинет. Настолько, что он открыл специализированную клинику в Алжире.
Воронов стал настолько богат, что смог занять весь первый этаж одного из самых дорогих отелей Парижа, окруженный эскортом из шоферов, камердинеров и личных секретарей.
Сергей Воронов провел 1920-е годы, пересаживая части яичек обезьян, в особенности шимпанзе, мужчинам, которые зачастую были зрелыми и всегда обеспеченными, стремившимися вернуть себе несколько утраченную силу.
Другие врачи поспешили заполнить образовавшуюся брешь, и число получателей трансплантатов во Франции, вероятно, составило около 2000 человек, многие из которых прошли через операцию только у Сержа Воронова.
Почти все пациенты признавали, что ощутили прилив сил, лучшую способность прилагать усилия. Среди знаменитых пациентов, оставивших отзывы, были бельгийский драматург Метерлинк и роялист и антисемит, журналист и писатель Шарль Моррас.
Спрос был таков, что доктору пришлось использовать свои связи, чтобы получить достаточное количество обезьян. С 1923 года французское правительство запретило в колониях охоту на ценных шимпанзе, отловленных для нужд работы Сергея Воронова.
В следующем году он построил ферму для разведения животных и больницу для обезьян в замке Гримальди на франко-итальянской границе, недалеко от Ментона (Приморские Альпы).
Официально Сергей Воронов всегда настаивал на том, что его трансплантации ни в коем случае не являются слегка продвинутой формой лечения афродизиаками.
В 1925 году он получил орден Почётного легиона.
Очень скоро Сергей Воронов столкнулся с критикой со стороны своих коллег. Некоторые не стеснялись открыто называть его мошенником. И многие уже отмечали то, что сегодня является неоспоримой научной реальностью: ксенотрансплантаты яичек не оказывают абсолютно никакого влияния на организм человека.
Факт, что пациенты сообщали об улучшении своего состояния, объясняется эффекта плацебо в сочетании с феноменом самовнушения, который относится скорее к области психиатрии, чем микробиологии.
В мае 1939 года он отправился в США, Бразилию и Аргентину под эгидой Франко-Иберо-Американского Медицинского Союза для проведения ряда конференций, но война, дискриминация и депортация евреев держали его за границей до 1945 года. Его братья и сестра погибли в Освенциме.[4][5][3]
В 1942 году в Соединенных Штатах он опубликовал книгу «Возобновленные источники жизни», в то время как его теории устарели перед лицом открытий эндокринологии.
Достижения эндокринологии постепенно подорвали репутацию хирурга. Дискредитированный, он оставил часть своего состояния в этом деле и в конце концов умер забытым в сентябре 1951 года в Лозанне (Швейцария), все еще убежденный, что он увидел правильную вещь.
Труды Сергея Воронова не пропали даром. На гормональном уровне его работа, безусловно, тупиковая, но его работа над хирургическими методами пересадки внесла большой вклад.
Среди его публикаций:
- «Трактат о трансплантации органов у человека…» (1916);
- «Завоевание жизни…» (1928);
- «Истоки жизни» (1943);
- «Любовь и мысль у животных и людей» (1937) и
- «От кретина к гению» (1941).
Литература
- AUGIER F. "Docteur Samuel Serge Voronoff (1866-1951". Thèse Médecine Lyon I, 1990, 149 p.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 "Youth's a stuff will not endure" A W BADENOCH
- ↑ 2,0 2,1 Voronoff Called to Turkey to Improve Breed of Sheep Through Gland Grafting
- ↑ 3,0 3,1 Georges Voronoff
- ↑ Ventimiglia: questa mattina i discendenti di Voronoff hanno visitato la villa del loro
- ↑ Arrêté du 24 octobre 2001 portant apposition de la mention « Mort en déportation » sur les actes et jugements déclaratifs de décès