Операция «Ѓарель»

Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам
(перенаправлено с «Операция "Ѓарель"»)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Л.Гроервейдл
Дата создания: 20/12/2022

Операция «Ѓарель» (מבצע הראל, мивца́ Ѓаре́ль) — операция Пальмаха во время Войны за независимость по доставке грузов в осаждённый Иерусалим.

Основные сведения

Карта района боевых действий

Операция «Ѓарель» проводилась вслед за операцией «Нахшон» с 16 по 21 апреля 1948 г.

12.4.48 штаб Пальмаха стал ответственным за дорогу, ведущую в Иерусалим, а 16 апреля отряд «Нахшона» был расформирован, и Пальмах создал отряд «Ѓарель», чтобы довести миссию до конца.

Операцией руководил Ицхак Рабин, оперативный офицер Пальмаха. Непосредственное руководство было поручено Рехавии Берману.

Силы Пальмаха были организованы в два батальона: 4-й батальон под командованием Йосефа Табенкина сосредоточился на восточной части, а 5-й батальон под командованием Менахема Раска, к которому присоединился 54-й резервный батальон бригады Гивати, сосредоточился на западной части дороги.

Батальон «Порцим» («Прорывающие») включал в себя 3 пехотные роты из 4-го батальона Пальмах.

В состав батальона «Шаар hа-Гай» входили 3 пехотные роты из 5-го батальона Пальмаха под командованием Яакова Стузки, Исахара (Йиска) Шадми и Шмуэля (Ули) Гивона.

Иерусалимский батальон стал 6-м батальоном Пальмаха.

В ночь на 15.4.48 г. часть 5-го батальона предприняла неудачную атаку на деревню Сарис (сегодняшняя Шореш), жители которой мешали еврейскому транспорту на главном пути в Иерусалим. На следующую ночь им удалось захватить деревню.

Конвой «Ѓарель» был направлен в Иерусалим в рамках операции «Ѓарель». На рассвете 17.4.48 г. колонна в составе 130 грузовиков с грузом 140 т жизненно необходимых продуктов выехала из Тель-Авива, далее в Кфар-Билу отгружено 60 т сухого молока и в Хульде отгружено 80 т муки.

Конвой покинул Хульду в 06:50, включая совместные силы «Гивати», «Ѓареля» и «Александрони», и достиг Иерусалима в 11:25 целым и невредимым. В 17:20 колонна двинулась в обратный путь и столкнулась с арабскими силами у Дир-Джобе, но сумела добраться до Хульды целой и невредимой.

Все попытки взять деревню Цуба до тех пор не увенчались успехом. Рано утром 18.4 4-й батальон атаковал Цубу. Бойцы поднялись на холм к подножию крепости, где скалы образовали естественную преграду высотой около трёх метров. Испепеляющий огонь защитников не позволил им взобраться на стену.

Амос Хорев, заместитель командира батальона, возглавлявший атаку, посчитал, что до рассвета она не увенчается успехом, и отдал приказ отступать.

Перед рассветом 19.4 батальон снова пошел в атаку. Выяснилось, что дорога с востока вела в деревню с южной стороны, где стены не было. Было решено использовать бронетехнику, чтобы заглушить огонь защитников, а пальмахники штурмовали деревню с той стороны, где не было стен. Бронетехника выехала из Кастеля и по пути наткнулась на блокпосты, выставленные арабами. Их перемещение заняло много времени; в очередной раз Хорев решил, что до рассвета мало времени для проведения атаки. И снова приказ был отступать.

В ночь на 19.4 4-й батальон также наносил удары по селам Губаб и Бейт-Джиз.

В 06:40 19.4.48 еще одна большая колонна, включающая 300 грузовиков с 1000 тонн продовольствия, отправилась в Иерусалим, благополучно прибыла, выгрузила провизию и к 09:30 уже возвращалась на равнину.

В ночь на 20.4.48 4-я бригада захватила деревни Биду и Бейт-Сури, севернее дороги между Кастелем и Кирьят-Анавим.

План наступления бригады ставил следующие задачи: одна штурмовая рота должна выйти из Кастеля и занять деревню. Резервная рота должна была выйти из Маале hа-Хамиша, пройти мимо радара и занять холм, который возвышался над Бейт-Сури с запада. Вторая резервная рота отправится из Маале hа-Хамиша в Биду. Дороги, ведущие в Биду, будут заблокированы, чтобы помешать подкреплению добраться до деревни. Командование бригады будет размещено на Гиват hа-Радар.

Когда силы были в движении, штурмовая рота задержалась. Табенкин приказал резервной роте Хаима Познанского («Поза»), уже стоявшей южнее села, произвести штурм села. Большая деревня была захвачена почти без сопротивления, и полководец выстроил свои силы для атаки на Биду.

Силам, прибывшим из Кастеля, было приказано взорвать дома Бейт-Сури, а Ури Бен-Ари, командующий второй резервной ротой, должен был взять Биду, и рота «Поза» выступала в качестве резерва. Биду тоже пал почти без сопротивления. Силы помощи, отправленные из Рамаллы, достигли блокпостов, установленных Мордехаем Бен-Поратом, миновали мины и были остановлены.

Двадцатого апреля вышел в путь третий конвой: 350 грузовых машин и броневиков. С этим конвоем в Иерусалим поднимались 5-й батальон и штаб бригады, всего 650 бойцов, включая и командира бригады Рабина. С самого начала на конвой легла тяжелая тень несчастья.

Конвой был в значительной мере импровизацией. 19 апреля пришел приказ Центрального командования срочно организовать новый конвой, «балаган» был увеличен следующим приказом, который обязал перебросить 5-й батальон в Иерусалим тем же конвоем.

Конвой вышел на рассвете. Во главе колонны в броневиках сопровождения двигалась рота 5-го батальона, за ней в бронированном автобусе ехали члены руководства Сохнута (включая Бен-Гуриона) и Ицхак Саде, назначенный командиром всех сил в Иерусалиме.

Далее следовали грузовики с самым необходимым снабжением, несколько джипов и небронированных машин; в них ехали командиры: Менахем Русак (командир 5-го батальона), Гарри Яфе (командир «гражданской» части конвоя), Бен Дункельман (доброволец из Канады, командир роты во Второй мировой войне), Маккаби Моцри (командир сил сопровождения), Цви Замир (командир 6-го батальона) и другие. Силы сопровождения были сосредоточены в авангарде, считалось, что он в любом случае сможет прорваться в Иерусалим.

Дальше положение было много хуже. Бойцов 5-го батальона разбросали по грузовикам, подразделения были рассеяны, не было связи. Опасность была очевидна, но хотели до предела использовать грузовики. Русак: «С тяжелым сердцем мы выполнили приказ». Замыкали колонну несколько броневиков с ротой 54-го батальона «Гивати», там скопились машины без сопровождения, на них ехали девушки, не имевшие оружия.

Колонна растянулась на 15-20 км. Даже в нормальной обстановке невозможно командовать батальоном на таком фронте. В последнюю минуту обнаружились дополнительные административные трудности, Рабин задержался в Хульде и догнал конвой, когда бой уже был в разгаре.

В 8 часов утра, в районе теснины Баб эль-Вад арабы открыли огонь из хорошо замаскированных позиций по обе стороны шоссе. Силы сопровождения (650 человек), казалось, были вполне достаточны для отражения атаки. В колонне находился сам комбриг, его заместитель, два командира батальонов и другие командиры. Но все это были только формальные расчеты. Авангард оторвался от колонны, он прорвался через первые арабские выстрелы. Остальные машины застряли в огневом мешке.

Пятый батальон не только был разбросан и лишен связи, но и вообще не был подготовлен к бою. Тяжелое оружие везли разобранным. Батальонный оружейник Цадок Гуль под огнем собрал станковый пулемет и вел огонь по атакующим арабам. Он был убит.

Командиры не сумели организовать солдат. Русак: «Бросалось в глаза отсутствие координации и неумелое распределение сил. Это парализовало одновременно и ударные силы, и силы обороны. Наши солдаты вели огонь без приказа и согласования, поэтому огонь не был эффективен».

Командир роты Идэль Дракслер: «В колонне не было командования». Командир роты Оли Гивон: «Деморализация смела организацию». Каждый делал то, что считал нужным. Водители неслись вперед или оставляли машины и «залегали» в кюветах. Две трети всех машин сумели без потерь прорваться в Иерусалим, и вместе с ними авангардная рота Ули Гивона, остальные застряли в «огневом мешке». Только в Иерусалиме Ули Гивон узнал о положении дел на шоссе, он сел в броневик и вернулся на помощь товарищам.

Высшие офицеры и штабисты бригады не руководили боем. Из всего штаба один только Зерубавэль Ѓарэль сражался с бойцами, пока не был ранен. «Низовые командиры» пытались взять инициативу в свои руки, но на этот раз счастье не улыбнулось еврейским бойцам.

Бен Дункельман: «Дорога снова перекрыта. Горят грузовики. Тела лежат на шоссе. Броневик толкает машину. Я вижу знакомую фигуру: Гарри Яфе. Он стоит посреди дороги — идеальная мишень для врага. Пули свистят вокруг, но Гарри стоит там и хладнокровно освобождает дорогу от поврежденных машин. И вот шоссе свободно».

Яков Стоцкий, командир роты, три недели тому назад участвовал в бою у Хульды. Сейчас он собрал группу из трех солдат и без огневого прикрытия атаковал арабскую позицию. Все четверо были убиты. Йосеф Симбол собрал несколько бойцов, они заняли холмик и остановили арабскую атаку; он тоже был убит.

В Маале hа-Хамиша, в нескольких километрах от места боя располагался 4-й батальон ПАЛЬМАХа; предполагалось, что в случае необходимости он придет на помощь конвою. Но действия батальона не были согласованы с такой возможностью. В ночь на 20 апреля батальон атаковал деревни Биду и Бейт-Сурик. Бойцы еще не вернулись на базу, комбат Иосиф Табенкин спал.

Ицхак Рабин уехал с поля боя в Кирьят-Анавим просить помощи у Табенкина. Не получив её, он лёг спать, не возвращаясь к своей бригаде.

В 8:30 радист доложил о положении на шоссе. Табенкин решил, что конвой сможет отразить атаку собственными силами. Он только переправил известие в генштаб: «Конвой атакован, пошлите самолет для разведки». Самолет прилетел в 9 утра. В Маале hа-Хамиша знали о бое, в Тель-Авиве знали о бое, но только в полдень была организована помощь. Еврейское командование было застигнуто врасплох.

В результате этой операции 250 автомобилей из 350 (колонна «Ѓарель») достигли Иерусалима. В бригаде Ѓарель колонну 20 апреля назвали «кровавым конвоем».

Полицейский участок в Абу-Гош был захвачен 21.4.48. Операция завершилась переброской бригады «Ѓарель» в Иерусалим для участия в операции «Йевуси».

В этой операции было убито 19 человек: 13 из бригады «Ѓарель», пятеро из 6 бригады и один из бригады. Раненых было 46 человек. Убитыми бойцами Пальмаха были: Макаби Муцари; Яаков Стоцкий; Йосеф Симбол; Ицхак Зингер; Исраэль Шварц; Яаков Бехер; Моше Гершовиц; Цадок Гуль; Йосеф Манин; Зоhар Мейер; Рехавия Берман и Йеhошуа Рабинович.

См. также

Источники