Операция «Йевуси»

Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Л.Гроервейдл
Дата создания: 20/12/2022

Операция «Йевуси» (מבצע יבוסי, мивца́ Йевуси́) — операция Пальмаха между 22.4.48 и 1.5.48 к северу от Иерусалима во время Войны за независимость с целью овладеть арабскими кварталами Старого города, расположенными около Еврейского квартала.

В ходе операции «Йевуси» Пальмах захватил деревню Шуафат и изгнал жителей. Пальмах начал снос зданий, но в конечном итоге ушёл после боя на гробнице Шмуэля.[1]

Содержание

Основные сведения

Д. Шалтиэль.

Цель операции «Йевуси» заключалась в том, чтобы занять и захватить ключевые позиции в Иерусалиме до эвакуации британской армии. Основные задачи операции:

  • Создание постоянной еврейской территории к северо-западу от города путем захвата Наби Самуэль и Шуафата (откуда велся обстрел Иерусалима) и открытия дороги, ведущей к Неве Яаков и Атарот.
  • Захват Шейх-Джараха и, таким образом, открытие дороги, ведущей в Ѓар hа-Цофим.
  • Захват арабского квартала Катамон и, таким образом, создание непрерывности с Макор Хаим и остальными южными кварталами.

По плану следовало захватить стратегически важную территорию от Маале hа-Хамиша до радиостанции в Рамалле. Отсюда можно было бы впоследствии соединиться с блокированными поселениями Атарот и Неве Яаков, прорвать блокаду анклава на горе Скопус и отрезать Иерусалим от Рамаллы и Шхема. План состоял в том, что полевые силы иерусалимской бригады «Эциони» должны были занять и удерживать завоеванные деревни.

Командующий обороной Иерусалима Давид Шалтиэль и начальник штаба Игаль Ядин поняли, что они должны быстро направить вооруженные силы, чтобы опередить арабов в оккупированных районах и зданиях, эвакуированных британцами. Давид Шалтиэль также опасался, что уже имеющиеся силы не смогут защитить Иерусалим от вооруженных арабских сил, хлынувших в северные кварталы.

Высшее командование согласилось с ним и направило в Иерусалим бригады «Ѓарель» и «Эциони». Для проведения операции бригады «Эциони» и «Ѓарэль» были сведены в «корпус» под командованием Ицхака Саде. Давид Шалтиэль был назначен начальником штаба. Объединение командования должно было обеспечить координацию действий двух бригад. Но на практике координации не удалось добиться: бригада «Эциони» не получила боевых задач в рамках операции «Йевуси», вся операция должна была быть произведена силами одного ПАЛЬМАХа, который, естественно, получил бы и всю славу за успех.

Бригада «Харэль» состояла из двух батальонов; из них 5-й батальон после «кровавого конвоя» 20 апреля считался как бы «ненадежным». Ему была поручена более легкая часть операции (захват деревни Шуафат около Иерусалима), он выполнил свою задачу. Самая трудная часть операции была возложена на 4-й батальон. Три роты батальона при поддержке миномета «Давидка» и броневиков должны были захватить территорию от Маале hа-Хамиша до Рамаллы, включая высоту Небе-Самуэль (Гиват-Шмуэль), господствующую над всем районом.

Комбриг Ицхак Рабин вместе со своим заместителем находился в Иерусалиме, в пансионе Райх, командир 4-го батальона Иосиф Табенкин расположил свой штаб на главном шоссе в 4 километрах от поля боя. Эта дистанция была достаточной, если бы операция развивалась строго по плану. Однако этого не произошло, и в критический момент батальон остался без командования.

Ход операции

22.4.48 штаб операции «Йевуси» отдал оперативный приказ на первый этап, который должен был включать следующие действия:

  • Захват Шейх-Джараха и 6 домов в микрорайоне Нашашиби. Это должно было быть выполнено независимо от британской оппозиции. Если британцы начали бы атаковать превосходящими силами, этот район должен был быть оставлен, а окрестности разрушены.
  • Занятие полицейской школы.
  • Занятие Шуафата (и последующий отход в случае необходимости).
  • Снос домов в Шейх Джарахе и в Полицейской школе.
  • Четвертому батальону занять деревню Наби Самуэль и уничтожить базу в Бейт-Иксе.
  • Пятому батальону взять Шуафат, а также, возможно, Бейт-Ханину и Французский холм.

Нулевой час был установлен на полночь в ночь на 23.4.48.

Особенность операции «Йевуси» состояла в большой оперативной глубине, из-за чего операция не могла быть сведена к одному удару. Фактор внезапности мог быть использован только в начале операции, которая затем должна была развиваться как нормальное наступление регулярной армии. Первый удар должен был быть нанесен одновременно в Шуафате, деревне Бейт-Икса и Нэбэ-Даниэль в 2 часа ночи 23 апреля.

Шоафат и Бейт-Икса были атакованы и взяты согласно плану (Бейт-Икса ротой Мордехая Бен-Пората), но 1-я рота 4-го батальона сбилась с пути и опоздала на четыре часа. 1-я и 2-я роты должны были взять Наби Самуэль одновременной ночной атакой, но теперь атаковать приходилось при свете дня и без надежды застать противника врасплох.

Командир 2-й роты решил атаковать. Он не получил тактической поддержки от 1-й роты. 2-я рота атаковала одна. Командир роты и командиры взводов шли во главе атаки. Они подошли почти вплотную к первым домам деревни, и были там убиты. Роту сопровождали два офицера-наблюдателя (от Ѓаганы), но они не взяли на себя командования. Без командиров рота превратилась в аморфную массу, она даже не сумела организовать ответный огонь, чтобы ослабить натиск противника. Атака захлебнулась.

Табенкин послал броневики с минометами. Они должны были подойти по грунтовой дороге через деревню Бейт-Икса, которая уже была занята 3-й ротой. Но оказалось, что дорога непроходима. Произвести предварительную рекогносцировку не догадались. Тогда Табенкин послал броневики в обход, через позицию британской армии (ныне поселение Гиват hа-Радар). Броневики прошли английский пост, но были затем атакованы арабами. Командиры бежали, 16 человек было убито, из 10 броневиков 4 были уничтожены, миномет «Давидка» достался арабам.

К середине дня картина была следующей: 2-я рота лежала под убийственным огнем на открытом склоне горы, 1-я рота вела оборонительный бой против превосходящих сил противника, атакующего ее с трех сторон, 3-я рота не покидала Бейт-Икса, и оставаясь бездеятельным наблюдателем. Рабин и Табенкин оставались каждый на своем месте: в пансионе Райх или на иерусалимском шоссе, но в любом случае вдали от линии огня и крови.

Когда Рабин узнал о положении в 4-м батальоне, он отдал приказ прекратить бой и «очистить» всю захваченную территорию. Отступление велось при свете дня, под огнем противника. Раненых оставляли на поле боя, арабы добивали их ножами и уродовали трупы. ПАЛЬМАХ потерял в этот день 46 бойцов, и операции была провалена. В отчете командира об этой акции указывалось, что уровень подготовки людей был недостаточным.

Рота 5-го батальона бригады Ѓарель выступила в полночь, в густом тумане. Они спустились в долину Лифта, а затем поднялись по каменистым склонам в сторону Шуафата. Войска ворвались в деревню шквальным огнем, атаковали находившиеся там вооруженные арабские силы и захватили всю деревню. Рота потеряла несколько солдат. Бригада подрывников начала взрывать дома, проверив, нет ли внутри людей.

В разгар операции из штаба бригады «Ѓарель» поступил неожиданный приказ об отступлении, прежде чем операция была завершена, без каких-либо объяснений. Приказ был отдан после неудачи в Наби-Самуэле. Похоже, штаб боялся оставить 5-й батальон изолированным в северном секторе.

Несмотря на разногласия, командир роты Яшка Шадми рано утром приказал отступать через город, роты прикрывали друг друга. Командира также возмутило негативное влияние, казалось бы, неоправданного отступления на боевой дух бойцов батальона.

В ночь на 25.4.48 этот отряд 5-го батальона атаковал Шейх-Джарах и захватил его, но был вынужден отступить по настоянию англичан.

27.4.48 г. штаб операции «Йевуси» был расформирован, а Ицхак Саде, почувствовав, что он не в полной мере владеет приписанными к его командованию силами, покинул город. Операция была свернута из-за плохих результатов, достигнутых на 1-м и 2-м этапах, а также из-за склоки между старшими командирами. Было решено, что Шалтиэль будет региональным командиром, а бригада «Ѓарель» будет отвечать за операции.

Итоги операции

Часть города, контролируемая евреями, была расширена и укреплена, движение к горе Скопус было возобновлено, арабские силы были скованы на оборонительных позициях. Но батальоны бригады «Харель» понесли большие потери.

Арабы были изгнаны из Шейх-Джарраха, движение к горе Скопус и обратно было возобновлено, а оккупация Катамона существенно изменила состояние всего города. Атака на Шуафат и арабские позиции вдоль восточных хребтов сковали иорданский арабский легион на оборонительных позициях и не позволили им начать какие-либо наступательные действия.

Однако арабы воспользовались активностью бригады «Ѓарель» в Иерусалиме, чтобы укрепить свои позиции на аванпостах в районе Шаар hа-Гай, перекрыть дорогу и разрушить её участки.

Бригада «Ѓарель» понесла тяжелые потери - около 220 бойцов и, как следствие, сильно ослабла. Он нуждался в подкреплении, реорганизации и времени на восстановление.

Действия еврейских сил после операции

Узи Наркис в 1948 г.

В ночь на 30.4.48 рота 5-го батальона во главе с Аhароном Шеми («Джимми») нанесла удар по дороге Иерусалим-Иерихон. Это последовало за сообщениями разведки о том, что армии из Ирака и Иордании готовились к вторжению в страну, в то время как британцы все еще находились в процессе ухода.

В ночь на 29.4.48 г. рота двинулась к горе Скопус, а на следующую ночь оперативная группа в составе двух взводов выступила в путь. Задачи заключались в том, чтобы разрушить водовод и заминировать примерно в двух километрах от деревни Эль-Азария.

Один из взводов заложил заряд под водовод. Они также напали на проезжавшую арабскую машину и убили четырех её пассажиров. Их отход прикрывал второй взвод, отбивавший попытку атаки из села. Нанесенный ущерб был незначительным; в тот же день отремонтировали водовод и возобновили движение по дороге.

В ночь на 3.5.48 аналогичная операция была проведена на другом близлежащем водоводе. Был выдвинут «нулевой час», чтобы сделать вывод более безопасным. Нанесенный ущерб был несколько больше, чем раньше, но трубопровод был отремонтирован в течение двух дней.

Ночью 2.5.48 рота 5-го батальона атаковала лагерь Августа-Виктория на высоком хребте рядом с горой Скопус. Цель состояла в том, чтобы получить контроль над восточным подходом к Иерусалиму. Без предварительной разведки они наткнулись на плотную колючую проволоку и укрепленную оборону, укомплектованную иорданским арабским легионом. Слабо экипированные и без поддержки, они были вынуждены отступить с потерями под шквальным огнем.

29.4.48 отряд 5-го батальона попытался занять район Абу-Тор в Восточном Иерусалиме.

30.4.48 г. отряд в составе бойцов 4-го и 5-го батальонов бригады «Ѓарель» и батальона «Мориа» занял район Катамон и монастырь Сен-Симон. После этого между Пальмахом и Арабским легионом произошел тяжелый бой за монастырь. Отрядом Пальмаха командовал Узи Наркис.[2]

Израильские силы вновь вошли в Катамон - ключевую стратегическую позицию в Иерусалиме, которую Израилю не удалось отбить у контролировавших его арабских сил всего двумя днями ранее. На этот раз израильские войска быстро захватили монастырь, который использовался в качестве оперативной базы арабских войск, и на этом боевые действия закончились, по крайней мере, они так думали...

После нескольких спокойных часов началась ожесточенная контратака. Хотя им удалось сдержать арабов, у Пальмаха начали заканчиваться припасы. Кроме того, они получили бесчисленное количество ранений, в том числе командир взвода Рафуль Эйтан был ранен выстрелом в голову.

Им нужно было отступить, но ни один солдат не мог быть оставлен для пыток и увечий. Было решено, что тех раненых, которые не могли выбраться, поместят в помещение, начиненное взрывчаткой. Двое солдат останутся и взорвут взрывчатку, когда иракские войска доберутся до монастыря.

Тем временем вражеские силы также понесли большие потери, и у них закончились боеприпасы. Их капитуляция была близка, но израильские силы в монастыре не могли знать об этом. Израильские солдаты уже собирались выйти за дверь, как вдруг из рации, которую считали сломанной, прозвучали слова «не отступать».

Арабы отступили. Израильтяне остались, и прибыло подкрепление для оказания помощи раненым. Рафуль, командир взвода, пережил то, что должно было стать смертельным пулевым ранением в голову, и через полчаса вернулся в бой. Это, наряду с выигранной битвой, было не чем иным, как чудом.

Примечания

  1. Benny Morris Рождение проблемы палестинских беженцев, 1947-1949 = The Birth of the Palestinian Refugee Problem, 1947–1949. — Cambridge University Press, 1987. — ISBN 978-0-521-33889-9
  2. Uzi Narkiss (1925 - 1997)

См. также

Источники