Фишер, Роберт Джеймс

Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Авторы статьи: Mliris
Л.Гроервейдл
Дата создания: 20/12/2021
Роберт Джеймс (Бобби) Фишер
Robert James "Bobby" Fischer
Портрет
Фишер играет с Талем в Лейпциге в 1960 г.
Род деятельности:

шахматист

Дата рождения:

9 марта 1943(1943-03-09)

Место рождения:

Чикаго

Гражданство:

США, Исландия

Дата смерти:

17 января 2008(2008-01-17) (64 года)

Место смерти:

Рейкьявик, Исландия

Ро́берт Джеймс «Бо́бби» Фи́шер (Robert James "Bobby" Fischer; 1943, Чикаго,  — 2008, Рейкьявик, Исландия) — американский шахматный гроссмейстер.

Содержание

Основная информация

Фишер - один из самых ярких и выдающихся шахматистов своего времени, одиннадцатый чемпион мира по шахматам (1972—1975). По версии журнала Chess Informant — лучший шахматист XX века. Он был самым молодым гроссмейстером в истории, когда он получил титул в 1958 году. Его юношеская несдержанность и блестящая игра привлекли внимание американской публики к игре в шахматы, особенно когда он выиграл чемпионат мира в 1972 году.

Биографические сведения

Роберт Фишер родился 9 марта 1943 года в Чикаго. Отец, Ханс-Герхард Фишер — немецкий еврей (впрочем, существует версия, что биологическим отцом Роберта был Пауль Немени, венгерский еврей, бежавший из нацистской Германии в США, математик, участник Манхэттенского проекта,[1]) мать, Реджина Фишер — швейцарская еврейка, чья семья перебралась в Швейцарию из Польши.

После окончания войны, когда мальчику было два года, отец оставил семью, вернувшись в Германию, а мать с детьми переехала в Бруклин.

В шесть лет сестра Джоан научила Роберта играть в шахматы. В нём сразу проявился природный дар к шахматам, который мальчик активно развивал. Великолепная память позволила ему изучить немецкий, русский, испанский и сербскохорватский языки, иностранную шахматную литературу он читал в оригинале. С самого начала целью Фишера было завоевание звания чемпиона мира, для этого он упорно трудился, делая всё возможное. Для поддержания здоровья и спортивной формы он занимался не только шахматами, но и плаванием, теннисом, лыжами, коньками.

Он привлек международное внимание в 1956 году ошеломительной победой над Дональдом Бирном на турнире в Нью-Йорке. В так называемой «Игре века» Фишер на 17-м ходу пожертвовал ферзя Бирну, чтобы устроить сокрушительную контратаку, которая привела к мату.

Уже в 1957 году, в возрасте 13 лет, Роберт Фишер завоевал титул чемпиона США среди юниоров. В 1958 году он выиграл первый из восьми чемпионатов Америки. Он стал единственным игроком, когда-либо заработавшим высший балл на чемпионате Америки, выиграв все 11 игр на турнире 1964 года.

В 16 лет он бросил школу, чтобы полностью посвятить себя игре. С самых юных лет Фишер привлекал к себе внимание не только феноменальными шахматными успехами. Он стал известен и своими неординарными, часто скандальными поступками и публичными заявлениями. Так, например, о школе подросток отозвался следующим образом: «В школе нечему учиться. Учителя глупы. Нельзя, чтобы учителями работали женщины. В моей школе только учитель физкультуры был неглуп — он неплохо играл в шахматы».

Выиграв чемпионат США, Фишер получил право на участие в межзональном турнире 1958 года в Портороже (Югославия). На этом турнире он перевыполнил норму международного гроссмейстера, заняв 5 место, что давало право на участие в турнире претендентов. Таким образом, в 1958 году, в возрасте 15.5 лет он стал самым молодым в истории шахмат гроссмейстером, побив предыдущий рекорд Бориса Спасского.

Играя белыми, Фишер практически всегда начинал ходом 1. e4. Его победы обычно были результатом внезапных атак или контратак, а не накопления небольших преимуществ, но его игра оставалась позиционной.

В 1959 году Фишер впервые принял участие в турнире претендентов на звание чемпиона мира в Югославии. Выступление было неудачным: Фишер поделил 5-6 места, причём микроматч с Талем (победившем на этом турнире) проиграл с «сухим» счётом 0-4. В играх с шахматистами экстра-класса проявились недостатки подготовки: переоценка своих шансов, некоторое пренебрежение тактикой, ограниченный дебютный репертуар.

Неудача стала стимулом к дальнейшему самосовершенствованию, и вскоре Фишер одержал ряд блистательных побед в крупных турнирах. За 1960—1962 годы он четырежды был первым и один раз — вторым в международных турнирах, добился лучшего результата на первой доске в финале на Шахматной Олимпиаде в Лейпциге, выиграл ещё ряд официальных партий в командных соревнованиях. Явно провальным было лишь выступление в Буэнос-Айресе (1960) — 13-16 место, Фишер набрал менее половины очков.

В 1962 году, на очередном турнире претендентов в Кюрасао, его вновь постигла неудача — 4-е место, после Петросяна, Кереса и Геллера. Вернувшись домой, Фишер опубликовал в журнале «Sports Illustrated» статью, в которой заявил, что сильнейшие советские шахматисты играют между собой договорные ничьи, чтобы не подпускать других претендентов к первому месту (на этом турнире все 12 партий между Петросяном, Кересом и Геллером закончились вничью, принеся каждому из фаворитов равное число очков). По словам Фишера, «русский контроль в шахматах достиг такого уровня, когда честное соревнование за звание чемпиона мира уже невозможно».

Говоря объективно, удержание высших позиций с помощью договорных ничьих было возможно, но только потому, что Фишер действительно отставал от фаворитов. Если бы он реально претендовал на первое место, остановить его советские гроссмейстеры могли бы, только выигрывая друг у друга. Да и сам Фишер в одной из партий с Геллером согласился на ничью на 14-м ходу, а с Кересом — на 12-м.

Фишер заявил, что отказывается от участия в соревнованиях за высший титул до тех пор, пока ФИДЕ не заменит турнир претендентов матчами по олимпийской системе, на выбывание, и действительно в течение нескольких циклов не участвовал в турнирах претендентов. Впоследствии, самокритично подойдя к оценке своего шахматного творчества, он всё же сделал правильные выводы из своих неудач.

Во второй половине 1960-х годов Фишер выдвинулся в число сильнейших шахматистов мира, добиваясь успехов в турнирах самого высокого ранга: Гавана (1965 — 2-4-е место (в этом турнире Фишер участвовал заочно — в 1960-х годах США ввели санкции против Кубы, госдепартамент не разрешил ему выезд в Гавану, и Роберт играл из США, передавая свои ходы по телефону;[2]) Санта-Моника (1966) — 2-е; Охрид и Монте-Карло (1967) — 1-е; Нетанья и Винковци (1968) — 1-е; Ровинь — Загреб и Буэнос-Айрес (1970) — 1-е место.

У себя на родине Фишер был абсолютно недосягаем. Восьмикратный чемпион США. Первенство США 1963/1964 выиграл со стопроцентным результатом. Возглавлял команду США на Всемирных олимпиадах 1960, 1962, 1966, 1970, где сыграл 65 партий против ведущих шахматистов мира, выиграв 40, проиграв только 7 и 18 сведя вничью.

В среде шахматистов Фишера очень уважали за выдающиеся успехи, хотя часто осуждали за экстравагантность. Комментаторы отмечали, что Фишер, требуя идеальных условий и повышения гонораров, в действительности много сделал для улучшения турнирного быта и повышения благосостояния ведущих шахматистов. Например, благодаря запросам Фишера размер призового фонда матча на первенство мира по шахматам значительно вырос. По этому поводу Борис Спасский шутил: «Фишер — наш профсоюз». Сам Фишер говорил: «Я добьюсь того, чтобы к шахматам относились с не меньшим уважением, чем к боксу. Сколько бы ни запросил Мохаммед Али за своё очередное выступление, я потребую больше».

В матче между командой сильнейших шахматистов мира («сборной мира») и сборной СССР (1970) победил на второй доске Т. Петросяна — 3:1. В матчах претендентов на первенство мира в период 1970–71 годов Фишер выиграл 20 партий подряд, прежде чем проиграл один раз и трижды сыграл вничью с бывшим чемпионом мира Тиграном Петросяном из Советского Союза в финальном матче, выигранном Фишером. В этом цикле соревнований Фишер показал беспрецедентный результат во встречах с ведущими шахматистами мира: 85% очков. В результате он получил право на матч с чемпионом мира Борисом Спасским.

В 1972 году Фишер стал первым американцем по рождению, получившим титул чемпиона мира, когда он победил Бориса Спасского из Советского Союза в матче, проходившем в Рейкьявике, Исландия. Турнир получил широкую огласку. Советский Союз доминировал в шахматах; все чемпионы мира после окончания Второй мировой войны были советскими. Таким образом, матч Фишер-Спасский превратился в метафорическую битву времен холодной войны. Победив Спасского со счётом 12½ – 8½, Фишер выиграл долю победителя в размере $156,000 долларов из призового фонда в $250,000.

После победы Фишера встречали в США как национального героя. Сразу по возвращении в США он был приглашён президентом Никсоном на званый обед в Белый Дом, но отказался от приглашения.

Победа Фишера способствовала популяризации шахмат на Западе. Особенно заметно это было в США и Исландии. Сам Фишер спокойно отнёсся к происходящему, и продолжал вести себя в обычной, резкой и независимой манере. Он неохотно давал интервью, предпочитая общаться лишь с узким кругом своих ближайших друзей, отказался от всех предлагавшихся ему многомиллионных рекламных контрактов. Через несколько месяцев он постепенно перестал появляться на публике, говоря, что очень устал.

Последняя партия матча со Спасским стала последней официальной партией, сыгранной Фишером. После завоевания титула новый чемпион играл редко, исключительно неофициальные партии, и ни разу не выступал в серьёзных турнирах.

В 1975 году Фишер отказался встретиться со своим советским соперником Анатолием Карповым. Fédération Internationale des Échecs (ФИДЕ; международная шахматная федерация) лишила его титула чемпиона и по умолчанию объявила Карпова чемпионом.

Затем Фишер ушёл из серьезной игры почти на 20 лет. В печати появлялись сообщения о матче Фишера против шахматной программы (конец 1970-х годов, Фишер выиграл все три партии).

В 1981 году имя Фишера снова появилось на страницах газет: экс-чемпиона арестовали по подозрению в ограблении банка, приняв за находившегося в розыске грабителя. Фишер вырывался, крича, что он чемпион мира по шахматам, в результате его побили. Через два дня обвинения в ограблении были сняты и Фишера освободили, но присудили к штрафу в 1000 долларов за порчу имущества тюрьмы и неподчинение полицейским. После этих событий вышла книга Фишера «Меня мучили в тюрьме Пасадены», где он описал своё пребывание в тюрьме.

Вернулся он только для того, чтобы победить Спасского в организованном частным образом матче-реванше в 1992 году в Свети-Стефане, Черногория, Югославия. После победы над Спасским Фишер вернулся в уединение, отчасти потому, что власти США предъявили ему обвинение в нарушении экономических санкций против Югославии, а отчасти потому, что его паранойя, антисемитизм и похвала терактам 11 сентября (см. ниже) оттолкнули многих в шахматном мире.

После победы в матче Фишеру нельзя было возвращаться в США. Помимо обвинения в нарушении эмбарго Югославии ему предъявило претензии налоговое ведомство; за неуплату налогов с 1976 года, в том числе налога с гонорара прошедшего матча, ему грозил штраф в $250,000. Некоторое время Фишер жил в Будапеште. В 1994 году он расстался с Зитой Райчани, зато познакомился и стал другом семьи сестёр Юдит и Жужи Полгар — также молодых шахматисток. В 1996 году Фишер представил публике изобретённые им «шахматы 960».

Затем он неожиданно порвал со своими венгерскими знакомыми и переехал жить на Восток. На Филиппинах он познакомился с 20-летней местной уроженкой, которая в 2000 году родила ему дочь (впрочем, ни с этой женщиной, ни с дочерью Фишер впоследствии не общался). В основном Фишер жил в Японии со своей старой подругой Миёко Ватаи, японской шахматисткой, с которой он познакомился ещё в 1970-х годах.

В 2000 году Фишер даже был в Америке; он приехал туда нелегально, через Канаду, на похороны сестры. Хотя на нём оставались все прежние обвинения, спецслужбы ничего не предприняли, либо просто не знали о его приезде.

13 июля 2004 года он был задержан в аэропорту Нарита в Токио после того, как власти обнаружили, что его американский паспорт был аннулирован. Фишер боролся с депортацией в США. 21 марта 2005 года Фишер получил исландское гражданство и через несколько дней был доставлен самолетом в Рейкьявик, место его всемирно известной встречи со Спасским.

После этого Фишер жил в Рейкьявике. В ноябре 2007 года он был госпитализирован с почечной недостаточностью, отказался от операции и умер 17 января 2008 года. Похоронен в Исландии, на кладбище католического прихода городка Селфосс, в 50 км от Рейкьявика.

Фишер и иудаизм

В конце шестидесятых годов Фишер заинтересовался иудаизмом и начал соблюдать религиозные правила. На межзональном турнире в Сусе (1967 год). Фишер заявил, что по религиозным соображениям не может играть в пятницу вообще, а в субботу — ранее семи часов вечера. Организаторы приняли это к сведению и учли в расписании турнира, но затем Фишер потребовал, чтобы по субботам и другие участники начинали свои партии одновременно с ним. Когда это требование было отвергнуто, он заявил главному судье Дьяконеску: «Вы коммунист!».

Из-за переноса игр с пятницы и субботы у Фишера оказался довольно напряжённый график. Сыграв несколько партий, Роберт решил отдохнуть и пропустил игру, а когда ему засчитали техническое поражение, отказался от дальнейшего участия в турнире. После долгих уговоров со стороны организаторов (которым не нужно было выбытие явного фаворита турнира) Фишер согласился вернуться, но, сыграв ещё две партии, снова пропустил игру и уехал.

После новых переговоров он снова согласился продолжить турнир, но попросил перенести начало следующей партии, с Бентом Ларсеном, с 6 на 7 часов, чтобы успеть добраться до места. Ларсен согласился. Затем он выставил новые требования, но переговоры были для него неудачными. Лидер получил третье техническое поражение и, всё ещё оставаясь на первом месте среди участников, выбыл из турнира.[3]

Затем он обратился в христианство. Сообщалось, что какое-то время Фишер был участником религиозной секты «Всемирная церковь Создателя», но после того, как предсказанный её вожаками конец света не состоялся, вышел из секты. В интервью он говорил о вожаках секты как о «страшных лицемерах», называл их «нечестными людьми, которые только и думают, как отнять деньги».

Уже с 1996 года Фишер стал несколько чаще появляться в СМИ, как правило, с довольно резкими выступлениями в адрес США и евреев. В 1999 году его выступление в венгерском радиоэфире было прервано ведущим, так как состояло исключительно из ругательств в адрес евреев. Последними из попавших в эфир слов были: «Эти грязные ублюдки, придумавшие никогда не существовавший Холокост, теперь пытаются захватить весь мир…».

Ещё в одном из своих радиовыступлений Фишер заявил[4]: «Америка находится под полным контролем евреев. Все начальство — евреи, тайные евреи или цэрэушные крысы, которые на евреев работают. Госсекретарь и министр обороны — пархатые жиды. Посмотрите, что они натворили в Югославии». В конце концов, он сказал в интервью филиппинской радиостанции, что полностью одобряет действия «Аль-Кайеды» и теракты 11 сентября.

Библиография

  • Фишер Р. Д., «Мои 60 памятных партий», М., Физкультура и спорт, 1972.
  • Меднис Эдмар, «Как побеждали Бобби Фишера», М., Прогресс, 1981.
  • Фишер Р. Д., «Бобби Фишер учит играть в шахматы», Здоров’я, Киев, 1990.
  • Мансуров Е., «Загадка Фишера», М., Советский спорт, 1992.
  • Тайманов М., «Я был жертвой Фишера», С-П., Шахфорум, 1993.
  • Голубев А. Н., Гутцайт Л. Э., «744 партии Бобби Фишера», В двух томах. — М., Ролег Лимитед, 1993.
  • Фишер Б., Маргулис С., Мозенфельдер Д. «Уроки шахматного гения», Минск, Попурри, 2003.
  • Воронков С. Б., Плисецкий Д. Г., «Русские против Фишера», М., Рипол Классик, 2004.
  • Каспаров Г., «Мои великие предшественники», том 4, «Фишер и звёзды Запада», М., Рипол Классик, 2005.
  • Пак В., «Роберт Фишер. Парадоксы шахматного гения», М., Сталкер, 2005.
  • Линдер И., Линдер В., «Роберт Фишер: жизнь и игра», М., Астрель, 2006.
  • Айдинау Дж., Эдмондс Д. «Бобби Фишер идет на войну», М., Рипол Классик, 2008
  • статьи «Десять величайших имён в истории шахмат»

Примечания

Источники